Моя профессия
... Воспитатель-профессия-птица!
Воспитатель!- Трудней не сыскать,
С какою другою работой сравниться ребячьи сердца зажигать?!
Федорова Ирина Олеговна, воспитатель, педагог первой квалификационной категории, участница районного конкурса "Воспитатль года 2009" -II место.
Воспитатель группы "Подсолнух"
МЫ ПРОДОЛЖАЕМ СЕБЯ В ДЕТЯХ
(МОЕ ПИСЬМО В ДЕТСТВО)
Сквозь слой прошлогодних листьев пробивается нежная стрелочка подснежника, голубой колокольчик маленького цветка удивленно смотрит в синее озеро талой воды. Так и малыши удивленно смотрят своими голубыми глазами на мир, в который они пришли, их глаза загораются живыми огоньками интереса, пытливости, им не терпится все узнать и самим рассказать об увиденном.
Перед ребенком открывается мир. Он познает много новых для него вещей, все для него новое, все его волнует: и солнечный зайчик в комнате, и сказка о прекрасной царевне, и яркая бабочка, и далекий лес на горизонте, и белое облачко в небе. Малыш познает мир. Первое с чего начинается его познание мира – это ласковая материнская улыбка, добрые глаза и теплые материнские руки. Если бы мир все время смотрел в души ребенка ласковыми глазами матери, если бы все, что позже встретит ребенок на своем жизненном пути, было бы таким же добрым и ласковым, как добрая мама, - на свете не было бы ни горя, ни преступлений, ни трагедий.
А может быть, это далекое и счастливое будущее всех людей на Земле смотрит на нас глазами наших детей? Может быть, это оно преподнесло им волшебный дар – золотой век детства?
У каждого из нас есть множество возможностей выразить себя.
Когда спрашивают о человеке: кто он? – обычно получают ответ: токарь, слесарь, каменщик, учитель, врач… Ответ неполный. У человека – тысячи граней, каждая из которых вспыхнет, загорится дивной красотой, если только прикоснуться умело и тонко к этой грани шлифовальщику – воспитателю. Мучительная сложность, вся трудность и радость воспитания, по-моему, и заключается в том, чтобы в каждом ребенке найти именно его грань.
Есть десятки, сотни профессий, работ: один строит железную дорогу, другой выращивает хлеб, третий лечит людей. Но есть самая сложная и самая благородная, своеобразная и неповторимая профессия – это творение человека. Творение маленькой души.
Я мечтала быть балериной, папа видел меня юристом, а стала я воспитателем, благодаря своей маленькой дочери Дашеньке.Приведя ее в детский сад, я наблюдала за работой воспитателей, принимала активное участие в жизни группы, детского сада, но это было как мама, как родитель. И вот однажды я поняла, что меня так увлекает, затягивает, как магнитом эта работа. Мне захотелось попробовать себя воспитателем.
Первая встреча. Это всегда волнующее событие и для детей, и для воспитателя. Эту встречу я помню и сейчас. Пытливые глаза малышей устремлены на меня, и в каждом взгляде вопрос: «Какая вы, наша новая воспитательница? Будет ли нам интересно с тобой?
Сегодня я понимаю мне нравиться общаться с детьми, мне нравиться отвечать на их вопросы, вместе с ними делать открытия, ходить на экскурсии, проводить праздники, участвовать в конкурсах, радоваться как ребенок нашим успехам. Росли мои дети, росла и я. Сегодня мои малыши уже выпускники, впереди выпускной бал и это будет мой первый выпуск, благодаря которому я поняла, что мое решение стать воспитателем оказалось верным.
Мы мечтаем оставить после себя след на земле – но я думаю, не обязательно быть выдающимся писателем или ученым, творцом космического корабля или открывателем нового элемента периодической системы. Ведь мы можем оставить свой след в сердцах наших детей, наших воспитанников. Дети - это счастье, созданное нами, нашим трудом. Если мы вложили в них всю свою любовь, заботу, понимание, уважение, то это останется у них, в их маленьких сердцах.
Детей надо уважать, понимать и конечно любить.
Чудодейственная сила слова рождается в любви педагога к ребенку. Любовь к ребенку, вера в него – это, образно говоря, воздух, на котором держатся крылья ласки. Нет этого воздуха – птица камнем падает на землю, и самые, казалось бы, ласковые слова остаются мертвыми звуками. Пусть звучит в наших детских садах чарующая мелодия музыки сердец. Мы воспитатели должны прикасаться лаской и добром к самой нежной и самой чуткой материи – детскому сердцу. Как зеленый листок тянется к солнцу, так и сердце наших детей пусть тянется к ласке и добру. Мы должны уметь быть добрыми, ласковыми, внимательными, чуткими.
От пустоты душевной, от такого состояния, когда у человека нет ничего за душой, ничего святого, незыблемого, не может быть прекрасного, доброго на земле. Пустота души – это самое страшное зло, для утверждения которого в душе ребенка не нужно никакого вредного окружения, - достаточно только быть равнодушным к нему, не интересоваться, чем он живет, что его беспокоит, что сегодня его удивило или порадовало. Человек с пустой душой лишен самого драгоценного счастья – счастья творить добро для себя и других. Он ходит по земле как бы с завязанными глазами, он не видит добра в самом себе.
Мы воспитатели не имеем права быть равнодушными к детям, мы не должны работать по шаблону. Наше творчество должно проявляться и в умении прогнозировать, какой из приемов даст желаемый эффект, и в предвидении реакции ребенка, и в способности индивидуализировать педагогические приемы. Воспитателю необходимо быстро выбирать средство воздействия на ребенка в зависимости от его особенностей и сложившейся ситуации. Определять, когда и с каким ребенком быть мягким или строгим, избегать конфликтов с ребенком и разрешать их между детьми по справедливости.
Воспитатель всегда должен быть в поиске воспитания.
- Это поиск подхода к ребенку: когда быть с ним строгим или добрым, снисходительным или требовательным, суровым или ласковым, уступчивым или непреклонным.
- Это поиск решения в трудном случае: их может быть великое множество, а выбрать нужно единственное правильное!
- Это поиск положительных, сильных черт у ребенка, на которые можно опереться в воспитании.
- Это поиск в себе самом терпения и любви, без которых невозможен контакт с детьми, невозможен процесс воспитания.
Педагог, который не забывает о том, что ему доверено самое дорогое – дети, непременно спросит себя, кем он является для своих детей
Он – старший товарищ: поговорит, посоветует, придумает что-то новое, удивительное.
Он – арбитр: разберет по справедливости, по законам совести.
Он – защитник: оградит от обидчиков.
Он – творец детской радости; с ним интересно, весело.
Он – мудрец; он все знает, все умеет, все может, всему научит.
Он – близкий человек, который заменяет ребенку мать в ее отсутствие. Рядом с ним по-домашнему тепло и уютно, и потому ребенок расцветает, раскрывается, несет ему самое заветное, сокровенное.
Человек начинается с детства. А мы все родом из детства.
Без творчества, вдохновения, любви к детям нет воспитателя.