Цель: повышение профессиональной компетентности по формированию ЦКМ при ЧХП.
Задачи:
1. Систематизировать и расширить знания об организации работы с детьми по ознакомлению с художественной литературой.
2. Расширить знания о современных формах, методах и приемах.
Ход семинара – практикума
I Чтобы мы почувствовали себя свободно и могла включиться в работу семинара, разрешите начать нашу встречу с приятных воспоминаний. Каждый из нас когда-то в детстве любил слушать книги, их читали родные, воспитатели в детском саду. Я предлагаю Вам вспомнить любимую книгу или произведение, из Вашего детства.
II ЦКМ – это:
Образ мира возникает и развивается как целостное образование познавательной сферы личности.
У ребенка-дошкольника первичным является сенсорный (чувствительный) опыт, позволяющий приобрести представления о свойствах и качествах объекта и явлений мира. В период дошкольного детства формируются основы взаимодействия человека с окружающим миром во всех его частях и контекстах.
В любой деятельности дошкольник отражает свое миропонимание. В процессе жизнедеятельности ребенка происходит обобщение опыта, переход его во внутренний план через усвоение внутреннего образа мира. В результате обогащается психика ребенка, обеспечивается его ориентировка во внешнем мире. Образ мира переводился во внешнюю деятельность.
Таким образом, процесс формирования ЦКМ у дошкольников представляет собой поэтапно развертывающуюся логику накопления ребенком чувственного опыта, опосредованный через личностный опыт.
III Наша с вами задача сегодня посмотреть как при помощи ЧХЛ сформировать ЦКМ ребенка.
А.С. Пушкин писал: - «чтение литературы – вот лучшее учение». С помощью книги ребенок, в первую очередь, открывает мир во всех его взаимосвязях и взаимозависимостях начинает больше и лучше понимать жизнь и людей, переживая прочитанное.
Чтение – условное понятие по отношению к детям дошкольного возраста. Читатель-дошкольник зависит от взрослого в выборе книг для чтения, периодичности и длительности процесса чтения, способах, формах и
степени выразительности. Поэтому важными моментами деятельности взрослого при реализации ФЦКМ через чтение художественной литературы являются:
1.Формирование круга детского чтения (нужно прежде всего руководствоваться принципом всестороннего развития – социально-личностного, познавательно-речевого, художественно-эстетического.
2. Нужно правильно организовывать процесс чтения:
- систематичность (ежедневное чтение)
- выразительность
- интересным (методы и приемы)
· Словесный – чтение произведением
Чтение с продолжением
Вопросы по содержанию
Пересказ, заучивание,
Выразительное чтение, беседа, прослушивание.
· Практический – элементы инсценировки, игры – драматизации,
Дидактические игры, театрализованные игры, использование разных видов театра.
· Наглядный – показ иллюстраций, картинок, игрушек;
элементы инсценировки, движение пальцами, руками, схемы, алгоритмы…
И если мы будем соблюдать различные методы, приемы, то мы способствуем формированию ЦКМ при ЧХЛ.
IV Практическая часть
В настоящее время в нашей стране произошли изменения в системе дошкольного образования. Современное образование стало на путь реформ – каждое учебное заведение перешло на ФГТ – интегрированный подход к организации воспитательно-образовательной работы.
Сейчас я Вам предлагаю на практике показать интегрированный подход. Как в Вашей работе происходит интеграция образовательных областей.
ЗАДАНИЕ: На примере Вашего любимого детского произведения показать взаимодействие областей.
Лексическая тема : домашние животные
Я могу в образовательной деятельности использовать фрагмент из рассказа Носова «Живая шляпа»:
…перед детьми лежит шляпа. Вспоминаем рассказ (прочитанный ранее), после чего переходим к теме – поднимаем шляпу, а там котенок. Мы его либо рисуем, либо лепим, либо конструируем…