Родителям на заметку
Дидактическая игра
как средство формирования фонетико-фонематических процессов
Развитие речи и речевое общение дошкольников в детском саду осуществляется во всех видах деятельности, в разных формах, как на специальных речевых занятиях, так и вне занятий. Работа по данному направлению ведётся систематически, так как это поможет нашим детям в дальнейшем.
В настоящее время стремительно увеличивается количество детей дошкольного возраста, имеющих различные речевые нарушения. Без дополнительного вмешательства учителя-логопеда в процессе исправления звуков речи, развития фонематического слуха у детей, дефекты речи не только исчезают, но и усугубляются. Так как фонематическое восприятие - это способность воспринимать и различать звуки речи (фонемы), то для этого необходимо формировать у детей хорошую дикцию; подвижность артикуляционного аппарата, обеспечивающие четкое и ясное произношение каждого звука в отдельности, а так же правильность и слитность произношения.
Ребенок должен осознать звуковой строй языка, т.е. умение слышать в слове отдельные звуки, понять, что они расположены в определенной последовательности. Если своевременно не обратить на это внимание, то все дефекты устной речи будут перенесены школьниками в письменную речь. Как не допустить этого? Проблемы такого характера решаются очень трудно, но при тесном взаимодействии педагога с семьей, ускорить данный процесс возможно путем ежедневной, целенаправленной работы.
Чем могут родители помочь своему ребенку преодолеть фонетико-фонематические нарушения? Один из способов - это ежедневно, через речевые игры совершенствовать умения ребенка, поддерживать его, нацеливая на успех. Начинать следует с игр на развитие слухового внимания, слуховой памяти и фонематического восприятия:
- «Что звучит?» (узнавание на слух музыкальных инструментов);
- «Шумовые баночки» (определение на слух виды крупы);
- «Помоги Красной Шапочке узнать, какой предмет звучит? »(ложка деревянная или металлическая, карандаш, молоток, мяч, стеклянный стакан, часы и т.д.) Постепенно охватывать все звуки речи, входящие в звуковую систему языка:
- «Хлопни в ладоши, когда услышишь звук (А) среди других звуков (О, А, И, Ы, К, А)»;
- «Угадай, кто пришел?» (волк, медведь, заяц) - узнавание по ритмическому признаку (стукнем 1 раз - волк, 2 раза - медведь, 3 раза - заяц);
- «Назови короткие и длинные слова»
Выполняя разнообразные задания, игры и упражнения, дети приобретают умения контролировать свое произношение и исправлять его на основе сравнения собственной речи с речью окружающих. Важно научить детей различать высоту, силу и темп голоса. Для этого можно использовать упражнения:
- «Угадай, чей голос?» (мышка, медведь);
- «Гудок» (тихий, громкий);
- «Волк и семеро козлят» (голоса различной высоты).
Первостепенное значение для коррекции и формирования фонематической стороны и ее грамматического строя, формирования умения произносить слова сложной слоговой структуры имеет овладение навыками звукового и слогового анализа и синтеза слов (выделение какого - либо звука из слова или последовательное название звуков: к-о-т, м-а-к, к-а-ш-а).
Очень любят дети выполнять такие задания как: «Измени букву» (санки - панки, тачка - пачка и т.д.), «Потерялся первый звук» (крот - рот, коса - оса). Увлекают детей и игры: «Доскажи словечко», «Определи количество слогов в словах», «Загадки - добавлялки » и др.
Все предложенные игры и упражнения направлены на выработку у детей правильного произношения звуков в словах, отчетливого и чистого произношения слов, пониманию и употреблению терминов СЛОВО и ЗВУК, выделению слов из общего речевого потока, вслушиванию в их звучание, самостоятельному установлению последовательности звуков и слогов как отдельных элементов слова.
Уважаемые родители, если вы, хотя бы несколько минут в день посвятите своему ребенку и поиграете с ним в предложенные игры, это не только повысит уровень его речевого развития, но и мышления, памяти, воображения.
Желаем успеха!