Дидактическая игра как средство формирования фонетико-фонематических процессов

        

муниципальное автономное дошкольное

образовательное учреждение города Новосибирска

       "Детский сад № 484

 

Дидактическая игра как средство формирования фонетико-фонематических процессов

 

 

 Родителям на заметку

 

Дидактическая игра

как средство  формирования фонетико-фонематических процессов

 

        Развитие речи и речевое общение дошкольников в детском саду осуществляется во всех видах деятельности, в разных формах, как на специальных речевых занятиях, так и вне занятий. Работа по данному направлению  ведётся систематически, так как это  поможет нашим детям в дальнейшем.

В настоящее время стремительно увеличивается количество детей  дошкольного возраста, имеющих различные речевые нарушения. Без дополнительного вмешательства учителя-логопеда в процессе исправления звуков речи, развития фонематического слуха у детей, дефекты речи не только исчезают, но и  усугубляются. Так как фонематическое восприятие  -  это способность  воспринимать и различать звуки речи (фонемы), то для этого  необходимо формировать у детей  хорошую дикцию; подвижность артикуляционного аппарата, обеспечивающие четкое и ясное произношение  каждого звука в отдельности, а так же правильность и слитность произношения.

Ребенок  должен осознать звуковой строй языка, т.е. умение слышать в слове отдельные звуки, понять, что они расположены в определенной последовательности. Если своевременно не обратить на это внимание, то все дефекты устной речи будут перенесены школьниками в письменную речь. Как не допустить этого? Проблемы такого характера  решаются очень трудно, но при тесном взаимодействии  педагога с семьей, ускорить данный процесс возможно путем ежедневной, целенаправленной работы.

Чем могут родители помочь своему ребенку преодолеть фонетико-фонематические нарушения? Один из  способов  -  это ежедневно, через речевые игры совершенствовать  умения ребенка, поддерживать его, нацеливая на успех. Начинать следует с игр на развитие слухового внимания, слуховой памяти и фонематического восприятия:

        -   «Что звучит?» (узнавание на слух музыкальных инструментов);

        -   «Шумовые баночки» (определение на слух виды крупы);

        - «Помоги Красной  Шапочке узнать, какой предмет звучит? »(ложка деревянная или металлическая, карандаш, молоток, мяч, стеклянный стакан, часы и т.д.) Постепенно охватывать все звуки речи, входящие в звуковую систему языка:

- «Хлопни в ладоши, когда услышишь звук (А) среди других звуков (О, А, И, Ы, К, А)»;

- «Угадай, кто пришел?» (волк, медведь, заяц) -  узнавание по ритмическому признаку (стукнем 1 раз -  волк, 2 раза -  медведь, 3 раза -  заяц);

           -  «Назови короткие и длинные слова»   

          Выполняя разнообразные задания, игры и упражнения, дети приобретают умения контролировать свое произношение и исправлять его на основе сравнения собственной речи с речью окружающих.  Важно научить детей  различать высоту, силу и темп голоса.  Для этого можно использовать  упражнения:

       - «Угадай, чей голос?» (мышка, медведь);  

       - «Гудок»  (тихий, громкий);

     - «Волк и семеро козлят» (голоса различной высоты).

Первостепенное значение для коррекции  и формирования фонематической стороны и ее грамматического строя, формирования умения произносить слова сложной слоговой структуры имеет овладение навыками звукового и слогового анализа и синтеза слов (выделение какого -  либо звука из слова  или последовательное  название звуков: к-о-т, м-а-к, к-а-ш-а).

Очень любят дети выполнять такие задания как: «Измени букву» (санки -  панки, тачка -  пачка и т.д.), «Потерялся первый звук» (крот - рот, коса - оса). Увлекают детей и игры:  «Доскажи словечко», «Определи  количество слогов в словах», «Загадки  - добавлялки » и др.

Все предложенные игры  и упражнения направлены на выработку у детей правильного произношения звуков в словах, отчетливого  и чистого произношения слов, пониманию и употреблению терминов СЛОВО  и  ЗВУК, выделению слов из общего речевого потока, вслушиванию в их звучание, самостоятельному установлению последовательности звуков и слогов как отдельных элементов слова.

Уважаемые родители, если вы, хотя бы несколько минут в день посвятите своему ребенку  и поиграете с ним в предложенные игры, это не только повысит уровень его речевого развития, но и мышления, памяти, воображения.

Желаем успеха!

 

Дата последнего обновления страницы 16.04.2024
Сайт создан по технологии «Конструктор сайтов e-Publish»
Версия для слабовидящих
Размер шрифта Шрифт Межсимвольный интервал Межстрочный интервал Цветовая схема Изображения