Плавание, как вид спорта, эффективно способствует улучшению состояния здоровья детей. Купание, игры в воде, плавание благоприятны для всестороннего физического развития ребенка.

В нашем детском саду имеется бассейн. Начиная со второй младшей группы ( 3-4 года) дети посещают занятия два раза в неделю. Обучение плаванию проходит в форме групповых занятий. Группы делятся на подгруппы до 10 человек, с каждой из которых занятия проводятся поочередно. Для детей с нарушением опорно-двигательного аппарата дополнительно проводится лечебное плавание.

Лечебное плавание проводится 2 раза в неделю сначала в группах для детей с особыми образовательными потребностями, а затем и в общеразвивающих группах.

Ножные ванночки принимают дети сразу после занятия по плаванию.

Гидромассаж наилучше всего проводить детям перед сном, так как после процедуры ребенок расслабляется и хорошо засыпает.

Основные задачи лечебных и физических упражнений на суше и в воде заключаются в следующем:

· разгрузка позвоночника – создание благоприятных физиологических условий для нормального роста тел позвонков и восстановления правильного положения тела;

· приобретение навыков плавания – освоение плавания;

· улучшение координации движений;

· увеличение силы тонуса и мышц;

· коррекция плоскостопия;

· постановка правильного дыхания;

· улучшение функции сердечнососудистой и дыхательной систем;

· закаливание;

· эмоциональная разрядка, профилактика психологической перегрузки.

Чтобы занятия плаванием наиболее благоприятно влияли на всестороннее полноценное физическое здоровье ребенка, на борьбу с нарушением осанки у детей необходим и обязателен индивидуальный подход. Зная и имея полную картину состояния здоровья каждого нашего воспитанника, имея и учитывая степень искривления, изменения позвоночника мы можем обеспечить выполнение всем детям индивидуально подобранных упражнений на суше и в воде, не увеличивающих подвижность позвоночника, а наоборот, стабилизирующих его.

Таким образом, непосредственно при проведении плавания с детьми учитываются индивидуальные возможности каждого ребенка и рекомендации специалистов НИИТО.

Мои занятия условно подразделяются на три части, а именно: вводно-подготовительную, основную и заключительную. На каждом занятии последовательно решаются следующие задачи: организовать группу, ознакомить с новыми играми и упражнениями на суше, повторить старые и разучить новые упражнения в воде, а также некоторые элементы техники плавания и организовано завершить занятие.

При подборе исходного положения и индивидуальных специальных корректирующих упражнений на занятиях учитывается:

- степень искривления, изменения позвоночника в сагиттальной плоскости (кифозирование спины или лордоз грудного отдела),

- состояния мышечной системы и уровня физической подготовленности,

- наличие сопутствующих заболеваний других органов, не являющихся противопоказанием к плаванию;

- при проведении упражнений на суше нарушение координации у детей с нарушением осанки.

Исключаются:

- упражнения, мобилизирующие позвоночник, увеличивающие его гибкость;

- упражнения, вращающие позвоночник с колебаниями вокруг продольной вертикальной оси туловища;

- деторсионные упражнения в воде в связи с тем, что их выполнение технически очень сложно и неправильное выполнение принесет вред, заключающийся в увеличении торсии и нестабильности позвоночника.

Добиваемся увеличения паузы скольжения с самовытяжением позвоночника.

Таким образом, я делаю вывод, что детям с нарушением осанки рекомендовано плавание стилем брас на груди с удлиненной паузой скольжения, во время которой позвоночник максимально вытягивается, а мышцы туловища статически напряжены. При этом стиле плечевой пояс располагается параллельно поверхности воды и перпендикулярно движению, движения рук и ног симметричны, производятся в одной плоскости. Возможности увеличения подвижности позвоночника и вращательных движений корпуса и таза, крайне нежелательные при нарушении осанки, при этом стиле минимальны.

При плавании стилем кроль, баттерфляй и дельфин во время гребковых движений рук возникают вращательные движения в позвоночнике и движения в поясничном отделе в переднезаднем направлении, увеличивающие мобильность позвоночника и скручивающийся момент. Поэтому в чистом виде эти способы не могут применяться на занятиях по плаванию для детей с нарушением осанки (сколиозом).

Для привлечения внимания родителей, чтобы вызвать у них интерес и дать необходимые советы, в каждой группе мы оформили родительские уголки, в которых дается информация о пользе плавания, рекомендации по проведению водных процедур дома по закаливанию, результаты полученных умений и навыков каждого ребенка.

Опыт работы детского сада показал, что не всегда и не все родители поддерживают и одобряют закаливание детей, обучение их плаванию. Некоторые боятся, что их дети могут простудиться и заболеть, другие – что с ними произойдет несчастный случай. Причины этому были неосведомленность родителей, недооценка ими значения плавания для укрепления здоровья детей, незнание условий организации и методики проведения занятий по плаванию, а также неумения самих родителей плавать, боязнь воды.

В начале и конце учебного года я провожу диагностику детей, все результаты заношу в таблицу, и таким образом прослеживаю динамику обучения каждого ребенка. Если ребенок регулярно посещал бассейн, то у него сформировались необходимые навыки и умения, эти дети реже болеют, чем те, которые по ряду причин посещали бассейн не регулярно. Также, дети, которые посещали бассейн редко, они не овладели необходимыми умениями и навыками и поэтому на будущий год, не имея запаса определенных знаний, могут столкнуться с определенными трудностями в овладении новых задач.

Т.к. на занятиях по плаванию мы добавили элементы лечебного плавания, то мы можем также проследить динамику улучшения или ухудшения состояния их здоровья.

В работе с детьми основным и главным средством обучения используется игровая деятельность, все задания и упражнения проводятся в игровой форме, так как игры и развлечения являются обязательной частью занятия. При обучении дошкольников плаванию используются самые разнообразные формы игр – игровые упражнения, игры-забавы, сюжетные и бессюжетные, игры с элементами соревнования, эстафеты. Игры на воде вносят в учебную деятельность радостную эмоциональную окраску. Создание положительных эмоций помогает детям преодолеть водобоязнь, способствует разучиванию упражнений. Плескаясь и играя на мелком месте, младшие школьники безболезненно преодолевали чувство неуверенности и страха, быстро адаптировались в воде, привыкали смело входить и погружаться в нее, передвигаться уверенно и без напряжения. Также, в игровой форме, перед занятием проводится разминка (определенные упражнения, выполняемые на суше). Очень важно поддерживать положительное эмоциональное отношение детей к занятиям на всех этапах обучения – стремиться к тому, чтобы упражнения и игры в воде доставляли ребятам удовольствие и радость, побуждали их к самостоятельности, стремлению научиться хорошо плавать.

Лечебное плавание проводится 2 раза в неделю сначала в группах для детей с особыми образовательными потребностями, а затем и в общеразвивающих группах.

Ножные ванночки принимают дети сразу после занятия по плаванию.

Гидромассаж наилучше всего проводить детям перед сном, так как после процедуры ребенок расслабляется и хорошо засыпает.

Для детей с особыми образовательными потребностями мы разработали индивидуальные карты здоровья, в которых отмечены рекомендации специалистов и индивидуальная работа с каждым ребёнком.

В течение года я провожу открытые занятия, для того чтобы привлечь родителей и показать им чего достигли их дети. Такие открытые занятия можно назвать праздником на воде, так как в них используются различные герои, игры, эстафеты. Праздники на воде являются неотъемлемой частью обучения плаванию. Они создают условия для творческого проявления умений детей в веселых играх и соревнованиях, для укрепления дружеских взаимоотношений в детском коллективе Участие в праздниках объединяет детей и взрослых общими радостными переживаниями, приносит большое эмоциональное и эстетическое удовлетворение.


Инвентарь: плавательные доски, «нудлсы», тонущие игрушки - (кольца, «черепашки», резиновые морские жители, палочки), обруч, мячи различных размеров, не тонущие игрушки, ласты.

На занятиях по плаванию мною используются из нестандартного инвентаря следующие предметы:

· Гантели – усиливающее нагрузку оборудование, используемое, в основном в лечебном плавании;

· Тонущие палочки – используются как разметка под водой, а также при обучении погружения в воду с головой и ориентирования в воде.

· Лопатки – используются на глубокой воде;

· Нудлсы – является как поддерживающим, так и увеличивающим нагрузку оборудованием;

· Тонущие кольца – используются для погружения в воду с головой, а также в комплексах дыхательных упражнений и как предмет для развития мелкой моторики;

· Нарукавники – поддерживающее средство, позволяющее держать тело в горизонтальном положении;

· Игрушки тонущие