Выступление на педагогическом совете.    

Методика проведения дидактических игр на развитие внимания

Дидактическая игра входит в целостный педагогический процесс, она не изолирована от других форм и средств воспитания и обучения. Организация дидактических игр педагогом осуществляется в трех основных направлениях: подготовка к проведению дидактической игры, её проведение и анализ. В подготовку к проведению дидактической игры входят:

- отбор игры в соответствии с задачами воспитания и обучения:
углубление и обобщение знаний, активизация психических процессов (речь, память, внимание, мышление);

-определение      наиболее     удобного      времени     проведения дидактической игры;

-   выбор места для игры, где дети могут спокойно играть;

-   определение количество играющих;

-подготовка необходимого дидактического материала для выбранной игры;

-подготовка к игре самого воспитателя: он должен изучить и осмыслить весь ход игры, свое место в игре, методы руководства игрой;

-подготовка к игре детей:    обобщение    их    знаниями, представлениями о предметах и явлениях окружающей жизни. Проведение дидактических игр включает:

-ознакомление детей с содержанием игры; с дидактическим материалом, который будет использован в игре;

- объяснение хода, а правила игры. Про этом воспитатель обращает внимание на поведение детей в соответствии с правилами игры, на
четкое выполнение правил;

-   показ игровых действий, в процессе которого воспитатель учит
детей правильно выполнять действие, доказывая, что в противном
случае игра не приведет к нужному результату;

- определение роли воспитателя в игре, его участие в роли играющего, болельщика или орбита. Участвуя в игре, педагог направляет действия играющих;

-  подведение итогов игры.

Огромное значение в руководстве играми имеет слово воспитателя. Обращение к детям, объяснения, короткие сюжетные рассказы, которые рассказывают содержание игры и поведение персонажей, обеспечивает контакт детей между собой и взрослыми. При помощи * словесных пояснений, указаний, создание образных представлений воспитатель направляет внимание детей, упорядочивает, расширяет опыт. Одновременно он способствует развитию речи детей, обогащению их словаря, овладению разнообразными формами речи. Многие так называемые «словесные игры» проводятся без игрушек и материалов. Они основаны на использовании слова и тех представлений, которые имеются у детей. Это игры- загадки, игры на противопоставления, на классификацию и другие. Словесные игры построены на словах и действиях играющих. В таких играх дети учатся, опираясь на имеющиеся представления о предметах, углублять знания о них, т.к. в этих играх требуется использовать приобретенные ранее знания в новых связях, в новых обстоятельствах. Дети самостоятельно решают разнообразные мыслительные задачи; описывают предметы, выделяя характерные их признаки; отгадывают по описанию; находят признаки сходства и различия; группируют предметы по различным свойствам, признакам и др.

Эти дидактические игры проводятся во всех возрастных группах, но особенно они важны в воспитании и обучения детей старшего дошкольного возраста, т.к. способствует подготовке ребят к обучению в школе: развивают умение внимательно слушать педагога, точно и четко формировать свои мысли, применять знания в соответствии с поставленной задачей. Словесные игры можно объединить в четыре группы:

1.  игры,   с   помощью   которых   формируют   умение   выделять существенные признаки предметов, явлений;

2.    игры, используемые для развития у детей умение сравнивать, замечать алогизмы, делать правильные умозаключения;

3.    игры,  с  помощью  которых развивается умение обобщать  и классифицировать предметы по различным признакам;

4.    игры   на  развитие   внимания,   сообразительности,   быстроты мышления, чувства юмора.

С помощью словесных игр у детей воспитывают желание заниматься умственным трудом. В игре сам процесс мышления протекает активнее, трудности умственной работы ребенок преодолевает легко, не замечая, что его учат.

Лексические упражнения

Каждое слово именует определенное представление, образ или понятие. При нормальном развитии ребёнка, отражающемся в языке, усвоенное им слово соответствует заранее им приобретенному представлению. При занятиях с маленькими детьми для расширения их лексикона нет другого пути, кроме опыта и наблюдения. Наглядным образцом знакомится ребенок с самим предметом и его свойствами и попутно запоминает слова, именующие как предмет, так и его качества и особенности. Последовательно усвоения такова знакомство с предметом, образование представления, отражение последнего в слове. По мере развития ребёнка роль языка расширяется, значение его как средства развития увеличивается. Существует ряд специальных методических упражнений речи, цель которых- расширение лексикона и речевых навыков детей. Их полезно проводить с детьми старшего дошкольного возраста при условии ведения их живо, непринужденно, с учетом возрастных интересов и возможностей. Вот некоторые из видов таких упражнений:

1.    

а) Подбор эпитетов к предмету;

б) Узнавание по эпитетам предмета.

2.     

а) Подбор к предмету действий (глаголов).

(например:  ветер что делает? Воет, пыль поднимает, листья гоняет, парус надувает.)

б)Подбор к действиям предмета, (например: На небе сверкает,
землю согревает, освещает. Что это?- Солнце)

в)Подбор объектов к действию. (Кто и что плавает? Кто и что
летает?)

3.   Подбор   обстоятельств,   (например:   Учиться   можно   как? -хорошо, лениво, долго и т.п.)

4.   Нюансы смысла слова: домик, дом, домище. Детям предлагают составить с этими словами фразы.

5.   Вставление детьми пропущенных слов.

6.   Распространение предложений (например: Садовник поливает ...(Что? Где? Когда? Зачем?))

Надо обращать внимание на правильность построения предложения.

7.   Добавление  придаточных предложений.  Воспитатель читает главное предложение, а дети добавляют придаточное.

8.   Составление из частей целого  предмета, т. е. берётся предмет и определяются его составные части (например: дерево-ствол, ветки, листья и т.д.).

9. Составление предложений с определенным словом.

10.    Составление предложения с несколькими данными словами.

11.    Отгадывание и составление загадок.

12.    Заучивание и произношение скороговорок.

13.    Классификация предметов.

14.    Объяснение слов. Детям предлагаются слова для объяснения, лишь обозначающие абсолютно знакомые им предметы и явления. Воспитатель должен замечать новые слова и выражения, появляющиеся в речи детей впервые, стараться возвращаться к ним, употреблять их самому и приводить детей к их употреблению, содействовать тому, чтобы слово мало- помалу переходило из пассивного запаса в активный.

 

Формирование внимания в разных видах деятельности

Поскольку работа по обогащению и уточнению внимания ребёнка предполагает активное и действенное познание им окружающей действительности, она входит в разные виды деятельности детей: в игровую, бытовую, трудовую, учебную, и, следовательно, осуществляется в различных формах: и в быту и на занятиях.

Так, с предметами, с явлениями живой и неживой природы, со свойствами и качествами материалов дети знакомятся на занятиях. Ведущим на этих занятиях выступает метод распознающего наблюдения. На основе познавательной деятельности воспитатель решает задачи словарной работы: вводит в активный словарь детей новые слова, закрепляет уже известные, знакомит с различными оттенками значения слова.

Во время целевых прогулок по ближайшим к детскому саду улицам педагог рассказывает о работе по благоустройству родного города. Значительная часть словарной работы осуществляется на основе усвоения детьми этических норм и правил поведения. Предлагаются игры- инсценировки, участвуя в которых дети учатся отвечать на телефонные звонки, принимать гостя и т.д.

Целями обогащения и активизации словаря служит также занятия по рассматриванию сложных картин. Обобщая ответы детей, педагогу целесообразно использовать различные образные средства, которые впоследствии помогут детям характеризовать содержательную и эмоциональную стороны изображенного. Для уточнения представлений об окружающем и активизации словаря проводятся занятия в виде дидактических игр («Лето-Осень», «В саду- на огороде» и т.д.) и бесед(о зиме, весне). При беседах с детьми в рассказах детей следует отмечать каждое, меткое слово, предлагать заменять слова, мало удачные более подходящим, придумывать новые эпитеты, избегать повторений и т.д.

Хорошо после прочитанного рассказа спросить детей, с какими новыми словами они познакомились, поощрять их спрашивать о значении непонятных слов.

Дети, с которыми много и сознательно говорят люди вдумчивые, развиваются быстрее, и говорят лучше.

 

 

Выполнила: воспитатель  младшей группы

 Захарова. С.В